Правильный выбор модели – условие длительной безремонтной работы тренажёра. А для этого нужно знать, какие пружины для батута лучше в определённых условиях эксплуатации, из каких материалов они изготавливаются, какие бывают формы и как восстановить их работоспособность.
Материал батутных пружин
Надёжность и долговечность пружин зависят от материала, из которого они изготовлены. Высокие динамические нагрузки и воздействие агрессивных факторов внешней среды способен выдержать только металл с определёнными свойствами. Именно пружины отвечают за то, чтобы человек после отталкивания от мата взлетел вверх. А для этого они должны быть изготовлены из прочного материала и обладать определённым запасом упругости, чтобы не только выдержать вес спортсмена, но и вытолкнуть его без деформации, разрыва и смещений.
В конструкции батутов используют металлические пружинные элементы из таких материалов, как:
- оцинкованная сталь – устойчива к коррозии, прочна, оптимальна для уличных батутов;
- нержавеющая сталь – стоит дороже, но не ржавеет даже при высокой влажности;
- металл с покрытием ПВХ или резиной – защищён от внешних воздействий, но менее долговечен. Антикоррозийное покрытие важно для уличных моделей.
Выбор пружин для батута влияет на комфорт и безопасность прыжков. Оптимальный вариант – оцинкованные или нержавеющие стальные элементы определённой толщины с достаточным количеством витков.
Форма
От формы пружинного элемента зависят параметры упругости мата. Вид спирали определяет, насколько мягко и плавно будет прогибаться упругая поверхность при прыжках, как будет распределяться нагрузка на каркас и какова будет инерция толчка.
В производстве батутов используют следующие виды пружин:
- Цилиндрические (равномерного диаметра) – стандартный вариант, который подходит для большинства батутов.
- Конические (сужающиеся к концам) – обеспечивают более плавное растяжение, снижают нагрузку на каркас.
- Бочкообразные (расширяющиеся в центре) – увеличивают показатель упругости, но сложнее в производстве, что отражается на стоимости батута в целом.
Важно, чтобы на одном батуте использовались спирали одной формы и одного размера. Если модель оснащена цилиндрическими элементами, то в случае ремонта или замены нужно выбирать такие же.
Размер и длина, толщина пружин для батута
Существует несколько типов пружинных элементов для батутов, отличающихся конструкцией и характеристиками:
- Классические (витые). Самый распространённый тип, который изготавливается из стальной пружинной проволоки, закрученной в спираль. Такие изделия хорошо растягиваются и быстро возвращаются в исходное положение, что делает их лидерами топа пружин для батута. Чем больше витков в спирали, тем мягче прыжки.
- Фибровые (беспружинные) системы. Альтернатива металлическим аналогам. Используются резиновые жгуты или эластичные тросы. Бесшумные, не подвержены коррозии, но менее долговечны.
- Двойные (параллельные). Конструкция, в которой две пружины соединены последовательно или параллельно. Обеспечивает более плавные прыжки с увеличенной амортизацией. Используются такие варианты в профессиональных моделях.
При выборе учитывайте длину и количество пружин: чем больше элементов, тем равномернее нагрузка. Жёсткость тренажёра напрямую зависит от толщины проволоки и количества спиралей, сосредоточенных на определённой площади упругой площадки. Оптимальным вариантом, который обеспечивает достаточную упругость батута, считается 38–46 спиралей на окружность радиусом 0,5–0,7 метра. При этом большое значение имеет длина элемента. Этот показатель должен быть не менее 16,5 см, иначе спортсмен не сможет высоко прыгнуть, а приземление будет жёстким. Так, для батута диаметром 3,7–4,6 м необходимы спирали длиной 21,5 см, а для тренажёра 1,8–3 м достаточно выбрать элементы длиной 18,5 см.
Как восстановить пружину для батута
Со временем пружины изнашиваются, растягиваются или ржавеют. Вот несколько способов восстановления:
- Смазка и очистка. Очистите металлические элементы от грязи и ржавчины металлической щёткой. Затем нанесите силиконовую смазку или WD-40.
- Замена отдельных деталей. Если часть пружинных элементов деформирована, замените их на аналогичные.
- Укорачивание проволоки. Если пружины растянулись, можно укоротить их, но это временное решение.
- Использование защитных чехлов. Наденьте специальные чехлы, чтобы предотвратить дальнейший износ.
Если пружины сильно повреждены, лучше заменить весь комплект. Случаются и такие ситуации, когда часть элементов утеряна (отсутствует 1–7 штук). Такая потеря не сильно повлияет на упругие качества батута, но может увеличить нагрузку на оставшиеся детали и ускорить их износ. В этом случае следует равномерно распределить пружинные элементы по диаметру мата.
Регулярное обслуживание и своевременная замена изношенных деталей продлят срок службы батута. Будьте внимательны при демонтаже конструкции. Снимать пружины с мата нужно тогда, когда они расслаблены, а не когда находятся в напряжении. Во избежание утери складывайте демонтированные спирали в отдельную коробку, предварительно завернув каждую в бумагу или кальку.
Для профессионального использования рекомендуются модели с двойными или коническими пружинами, а для домашнего – стандартные цилиндрические с антикоррозийным покрытием.